Типы внутрипроизводственного транспорта

Внутрипроизводственным транспортом является совокупность перевозочных и транспортно-подъемных средств, используемых в технологическом цикле.

В зависимости от расположения отдельных этапов производства (цехов) внутрипроизводственным транспортом могут быть как специальные технические устройства (погрузчики, конвейеры, рольганги и т.п.), так и автомобили, железнодорожные вагоны (тем не менее, в этом случае чаще говорят о внешних перевозках). Все внутрипроизводственные процессы принято разделять на те, что происходят на складах, и те, что осуществляются на территории цехов и между ними.

Вне зависимости от места проведения внутрипроизводственной транспортировки весь внутрипроизводственный транспорт бывает:

  • стационарным (все устройства, по которым объекты перемещаются по заранее установленному и оборудованному направлению, не могущим быть изменённым произвольным образом в короткие сроки): ручные тали, цепной подвесной транспортер (без опоры на пол), несущий цепной и ременной транспортер, рольганг, конвейер (с опорой);
  • мобильным: мостовые, подъемники, лифты, портальные и козловые краны (вертикальное перемещение), кары (горизонтальная транспортировка). Аналогично, подразделяются на оборудование с опорой на пол (штабелеры, вилочные погрузчики, кары) и без опоры, или свободные транспортные системы (например, монорельсовые подвесные дорожки).

Сегодня наблюдается тенденция к развитию автоматических, автоматизированных транспортных механизмов и систем с дистанционным управлением. Основным критерием при выборе типа внутрипроизводственного транспорта по-прежнему остается себестоимость транспортировки единицы груза.